Юбилей писателя - праздник для читателя!

03 мая 2024

Юбилей писателя - праздник для читателя!

1 мая исполнилось 100 лет со дня рождения замечательному сибирскому писателю-фронтовику Виктору Петровичу Астафьеву.

Он появился на свет 100 лет назад, в праздничный первомайский день, в селе Овсянке под Красноярском – и почти всю жизнь прожил в родном краю. Виктор Астафьев – возможно, самый парадоксальный и трудный для понимания писатель советского времени. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала бабушка. Любовь моя родилась при свете лампы в госпитале. Об этом я расскажу сам», - так начинается повесть «Звездопад», во многом - автобиографическая. Сразу слышно: это настоящая литература.

Он рано остался без матери, которую оплакивал всю жизнь. Она бы, верно, выплыла, если б коса не обкрутилась вокруг балки моста... Отношения с отцом и мачехой не сложились. После нескольких лет детских мытарств оказался в детском доме. Похожей судьбой Астафьев наделил героя своего детского (но в чем-то совсем недетского!) рассказа «Стрижонок Скрип»: «Потускнело пятнышко света. Настала ночь. Утихло всё на реке. Утихли стрижи и стрижата, пригретые папами и мамами. И только Скрип был с братьями и сестрами без мамы. Сбились в кучу стрижата. Холодно без мамы, голодно. Видно, пропадать придётся».

Но он не считал свое детство сиротским, несчастным. Все это – неточные слова. «Еще вопрос, какому детству завидовать: благополучному и сытому или такому, как мое, насыщенному событиями? Какая жизнь лучше? Может, как у Обломова: поел, поспал и снова поел?» – вот позиция Астафьева.

Астафьевская проза – даже ранняя – бывала беспросветной – по настроению, по сюжетам. Он никогда не отдавал должное соцреалистической традиции жизнеутверждающих концовок. Астафьев – трагик по натуре и по литературному амплуа. Но его лучшие страницы можно читать как стихи – каждая фраза у Астафьева музыкальна, удивительно пластична. У него был тончайший слух на слово, на интонацию, которая затягивает читателя, если он способен сочувствовать и сопереживать. Читать Астафьева непросто, он никогда не писал «коммерческих» книг – его интересовали сложные материи, а не захватывающие сюжеты.

Астафьева причисляли к плеяде писателей-деревенщиков. Он действительно знал и понимал мир русской деревни и писал о ней то с поэтической нежностью, как в «Оде русскому огороду» 1972 года, то с разочарованием, как в «Печальном детективе», романе 1986 года. Тогда Астафьев поставил тяжелый диагноз родному краю, который разъедают пьянство и уголовщина, а главное – равнодушие.

В начале 1990-х он оказался единственным писателем из стана «русофилов», поддержавшим новую власть. Даже осенью 1993 года, во время кровопролитного противостояния с Верховным Советом. В своих книгах того времени Астафьев сводил счеты с советской эпохой – и это вписывалось в тогдашнюю конъюнктуру. Пришлось ко двору. И в романе «Прокляты и убиты», и в десятках интервью он доказывал, что «армия рабов воевала по-рабски, трупами заваливая врага и кровью заливая поля, отданные бездарным командованием тоже рабского свойства».

Написаны «Прокляты и убиты» совсем не так музыкально, как, например, «Пастух и пастушка». Ему изменил стиль. Изменило чувство меры. Астафьев собрал все – самые преувеличенные байки, которые принижают победы советской армии, саму суть советской страны – и сам, безусловно, поверил в это.

Многие фронтовики не могли смириться с такой позицией писателя. Он отвечал резко: «Что касается правды о войне, то я не зря везде говорил и говорю, писал и пишу — это моя правда, моя, и ничья больше». И точка. Невозможно представить, чтобы упрямый и самолюбивый Астафьев признал свою неправоту – хотя бы отчасти. Валентин Распутин тогда, возможно, точнее других объяснил поздние метания Астафьева: «заявив, что надо было сдать немцам Ленинград, дальше он уже пошёл напролом. Эпатаж это или ожесточённость, не знаю. Я думаю, он сам от этого страдал. Уверен, что он страдал и от одиночества, и от ожесточённости, но уже отступиться не мог от образа своего нового, от новой репутации».

В связи с юбилеем писателя Новорождественская библиотека организовала целый цикл мероприятий о жизни и творчестве Виктора Петровича.

Это были и выставка, и урок в 8 классе, и обзор в библиотеке с 9 классом, и встреча с ребятами начальной школы! В цикле мероприятий ребята и взрослые узнали и горечь детской обиды Астафьева, и начало его творческой жизни, и то, как менялось отношение к жизни у самого писателя.

Ребятам из МБОУ «Новорождественская СОШ им. В.И.Овчинникова» было предложено написать небольшое сочинение по произведениям В. Астафьева. Предлагаем вам прочесть одно из них, написала его Буслаева Алена - ученица 8 класса:

«Прочитав рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет», я задумалась о поступке Саньки Левонтьева. – А как бы я поступила, будучи на его месте? Смогла бы отказаться от предложения быть на фотографии вместе с учителем и учительницей и другими ребятами из школы!?

Подумав и порассуждав на эту тему, я поняла, что не смогла бы отказаться от такого предложения… Возможно, что нет еще у меня такого друга, с которым много пройдено и пережито.

А главный герой ведь давно дружил с Санькой. Вместе они и ягоду собирали, и на горке катаются, и плавают. И, конечно, поддерживают друг друга в трудную жизненную минуту.

Ведь никто не побежал из одноклассников, чтобы позвать фотографироваться, а Санька тут как тут! Видимо, понял свою вину и принял очень важное решение: не бросать друга одного.

Именно для этого и нужны настоящие друзья! Не только время вместе проводить, но и помогать, поддерживать друг друга во всем.

Я надеюсь, что у каждого будет настоящий друг, похожий на Саньку Левонтьева, который никогда не предаст, не бросит в беде».

Потапочкина Д.В.

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Мы используем cookie. Во время посещения сайта "Межпоселенческая центральная библиотека" Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем Ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

ЗАКРЫТЬ